
Эльдар Александрович Рязанов
кинорежиссер, народный артист СССР.
Его дебютом в художественном кино стал вышедший в 1956 году фильм
«Карнавальная ночь», а год назад (2006) в прокат вышла последняя, 25-я
по счету, картина мастера — «Андерсен. Жизнь без любви». У комедий
Рязанова — задорных, грустных, сатирических — была разная судьба: одни
сразу ждал шумный успех («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С
легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»), а
другие или на многие годы оказывались на полке («Человек ниоткуда», «О
бедном гусаре замолвите слово»), или просто не попадали в прокат
(«Предсказание»). Но этих удач и огорчений могло вовсе не быть, так как
юный Рязанов вовсе не собирался становиться кинорежиссером, тем более
комедийного жанра.
В три года научившийся читать и потом запойно поглощавший книжку за
книжкой, он к воcьмому классу твердо решил, что станет писателем. По
примеру героя романа Джека ЛОНДОНА «Мартин Иден», Эльдар решил, что ему
следует отправляться бороздить моря, а потом описать свои путешествия
для других. В 16-лет, чтобы не терять зря времени, он сдал экстерном
экзамены за 10-й класс и написал письмо-заявление в Одесскую мореходку. В
ожидании ответа, который так и не пришел, подросток последовал примеру
товарища и подал документы во ВГИК. Так как он никогда в жизни
фотографией или рисованием не занимался, в художественной
самодеятельности не участвовал, автоматически отпали операторский,
актерский и художественный факультеты, потому выбор был предопределен —
режиссерский, для которого вроде бы ничего конкретного уметь не нужно. А
за литературные труды вполне могли сойти юношеские стихи...
Лишь потом Рязанов узнал, что конкурс был 25 человек на место, но он не
завалил ни одного экзамена и был принят. Условно, в зависимости от
дальнейших успехов. Через два года руководитель курса кинорежиссер
Григорий КОЗИНЦЕВ все же произнес роковые слова: «Нам придется
расстаться. Вы слишком молоды». В отчаянии Рязанов ответил, что когда
поступал, был на два года моложе и этот недостаток можно было заметить
сразу. Озадаченно почесав голову, учитель должен был признать правоту
доводов ученика.
Завершал вгиковскую учебу Рязанов в мастерской документального фильма,
так как в игровом кино пределом мечтаний могла быть только должность
ассистента. С отличием защитив дипломную работу, Рязанов пять лет
проработал в кинодокументалистике. Фильм «Остров Сахалин» даже был
представлен на Каннском фестивале.
Когда после смерти Иосифа СТАЛИНА было резко увеличено производство
художественных фильмов, в игровое кино пришло много новичков. Судьба
предоставила шанс и Рязанову. Сначала опытный коллега Сергей ГУРОВ
пригласил его вместе делать фильм-ревю «Весенние голоса», а потом
директор «Мосфильма» Иван ПЫРЬЕВ (создатель ставших классикой советского
кино картин «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские
казаки») в буквальном смысле силком заставил молодого режиссера взяться
за съемку музыкальной комедии «Карнавальная ночь».
В период постановки Рязанов четыре раза отказывался от фильма, сорвал
все сроки и превысил лимиты, в газете «Советская культура» появилась
заметка, сообщавшая, что на «Мосфильме» начинающий режиссер по
отвратительному сценарию снимает очередную пошлую комедию. Не будь
настойчивости и уверенности в успехе Ивана Александровича, мы сегодня
могли бы и не знать имени одного из самых любимых комедийных режиссеров.
|