Стихотворение написано Пушкиным в «болдинскую осень» 1833 г.
Это
реалистическое произведение относится к пейзажной
лирике поэта. Тем не менее основной является
тема рождения творчества. Она возникает
в заключительных строфах стихотворения, связывая воедино все повествование. Впечатления, полученные от природы,
порождают поэтическое вдохновение.
Эпиграф взят
из послания Державина «Евгению. Жизнь Званская», где автор прославляет покой и уединение на лоне сельской
природы. Продолжая
традиции Державина, Пушкин, однако, не делает мотив уединения главенствующим. Он восторгается пышной
красотой осенней природы,
воспринимая ее как знак обновленной жизни:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
—
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые
леса...
Ощущение
здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение Пушкина, придает
ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание:
Желания
кипят — я снова счастлив, молод...
Пушкинский
пейзаж реалистичен и конкретен — это обобщенная, типическая картина русской природы. Эмоциональная
окрашенность текста
не нарушает точности и наглядности изображения.
Стихотворение «Осень» относится к
лироэпическому роду литературы, гармонично соединяющему
поэзию и прозу. В этом произведении присутствует повествователь, ведущий
непринужденный разговор с читателем,
позволяя себе многочисленные
отступления от темы. В связи с этим следует отметить близость этого стихотворения с романом в стихах Пушкина «Евгений Онегин».
К 1833 г., когда создавалось
стихотворение, уже
были написаны крупные прозаические произведения Пушкина, в частности «Повести
Белкина», в том же году вышел «Евгений Онегин». Реалистический стиль пушкинского письма предполагал отход от условностей,
предельную правдивость
в изображении как внешнего, так и внутреннего
мира. В этом его преимущество перед поэзией
классицизма и романтизма, в поэтике которых выдвигалось или общее,
отвлеченное (классицизм), или, наоборот,
слишком субъективное, индивидуализированное (романтизм). Всяческая условность снимается авторской иронией
и скрытой патетикой, которые определяют внутреннюю структуру всего произведения.
Композиция
стихотворения «Осень» такова, что красота этого времени года дана в сравнении с весной, зимой и летом.
Например, в описании весны используется
авторская ирония, чтобы через прием
антитезы подчеркнуть притягательную прелесть осени:
Теперь моя пора: я не люблю
весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь
— весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою
стеснены.
Суровою зимой я более доволен.
Композиционное
своеобразие «Осени» заключается еще и в том, что поэтическое повествование перемежается лирическими
отступлениями. Именно
эти отступления, замечания и рассуждения
поэта по поводу осени и составляют сюжетную
основу стихотворения. В этом заключается художественное своеобразие взаимосвязи композиции и сюжета в стихотворении «Осень».
В
стихотворении Пушкин использует широкую палитру изобразительных средств. Прежде всего это метафоры и
метафорические сравнения.
Несмотря на то что автор восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, он использует сравнение осени с
чахоточной девой, прибегая к иронии:
... Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная
дева
Порою нравится...
Пушкин
завершает свое стихотворение поразительной по силе и смелости метафорой — уподоблением
поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию:
И мысли в голове волнуются в
отваге,
И рифмы легкие навстречу им
бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к
бумаге,
Минута — и стихи свободно
потекут.
Так дремлет недвижим корабль в
недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются,
ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись,
ветра полны;
Громада двинулась и рассекает
волны.
«Осень»
отличает отсутствие канонических штампов, совершенная поэтическая свобода, естественность художественной речи. В нем одновременно существуют и высокая патетика, и удивительная живописность.
Произведение написано октавами, строфой обычно используемой в лироэпических произведениях. Рифмовка — абабабвв. Стихотворный размер —
шестистопный ямб. Сочетание такой объемной
строфы, как октава, с данным стихотворным размером дает возможность в
пределах одной строфы вместить большое
содержание. Поэтому каждая из строф
обладает тематической
самостоятельностью и законченностью.
Безупречное
единство формы и содержания дает право говорить о том, что стихотворение «Осень» является шедевром русской
классической поэзии. |