10 советов родителям
подростков
1. В
подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки,
особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап,
учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого
сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть
для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь
лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в
ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы
должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует как идти на поводу у
сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете
или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить –
почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей
работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и
заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в
любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться
насмешки или пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в
том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть
свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка
позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я
могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают
положительные результаты.
3. Удивляйте –
запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится
интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не
насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую
их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте
появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах,
чинить телевизор, водить машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки,
рассказывает сказки... Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей,
их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие
нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши
доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы
можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас
перед этой проблемой.
4. Вы хотите,
чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его
основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это
вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных
лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не
справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему
действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии
заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с
нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы,
но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и
дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто
лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые
другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках
физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не
спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое
заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без
здоровья не бывает.
5. Сколько
времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических
опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в
неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу,
чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства
родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить
бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть
бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их
нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные
от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться
с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют
двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить,
строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия,
но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
6. Берегите
здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на
отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски,
зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся
в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день,
проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке
праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе.
Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому
интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже
возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент –
«уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
7. Желание
взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли,
что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей
необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о
которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально,
которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на
вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не
только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей
культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих
достоинств и ценностей.
8. Не
оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже
если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу
и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход).
Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного
развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его
желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем.
Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться
как личности. Роль взрослого человека состоит прежде всего в том, чтобы помочь
ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а
не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми
благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт,
найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими
убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым
образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия
ждать уже не приходится.
9. Если вы уже
успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но
если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем
опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и
достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в
старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в
плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно
добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы
поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо
важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и
ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко,
а восстанавливать его долго и трудно.
профессор
Валентина ЗАЙЦЕВА,
источник
http://zdd.1september.ru/ |