Вторник, 14.05.2024, 11:54Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Опалевой Ларисы Леонидовны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Разделы
Выступления [1]
Публикации [2]

» Новости

» Праздники
Праздники сегодня

» Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи » Публикации

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка в спортивных классах
    Я работаю в уникальной школе и в уникальном классе – в классе с одарёнными детьми. Спортивно одарёнными! Можете представить себе 20-25 гиперактивных детей. Атмосфера на уроке: разговоры, ответные реакции, общение между собой – учителя никто не слышит. Выполняют упражнения громко, с шумом, без особого внимания.
     Возникла проблема: как перевести физическую активность учащихся в познавательную активность.
   Диагностика показала, что обучающиеся моего класса слабо владели навыками самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них не было желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, не умели выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
    Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
       
        На уроках применяю четыре типа самостоятельных работ.   
1. Воспроизводящие. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образом. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.
2. Реконструктивно-вариативные. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.  
3. Эвристические. Самостоятельное применение знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца.  
4. Творческие.  Перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях.  
           
         При организации самостоятельной работы на уроке учитываю следующие принципы:
I. Неразрывная связь с развитием мышления учащихся.
     Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности учащихся при изучении русского языка.
II. Принцип постепенного наращивания трудностей.
        Усложнение задания следует проводить даже внутри одного вида работы.
III. Разнообразие видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.
      В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. д.
IV. Опора на уже имеющиеся практические знания и навыки или личный опыт обучающихся.
V. Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения.
VI. Самостоятельная работа должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.
     Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.
VII. Опора на литературные тексты – один из наиболее эффективных путей развития речи детей, следовательно, и их самостоятельности.
VIII. Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого обучающегося.  
IX. Организация  проблемно-поисковой деятельности, с моей точки зрения, является наиболее эффективной, поскольку  усиливает познавательный интерес школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. Даже маленькие поиски и победы повышают интерес к предмету. На уроке создаётся ситуация успеха, ученик начинает смотреть на мир глазами исследователя.
       
      Разумеется, организация самостоятельной работы учащихся на уроке – процесс трудоёмкий, он потребует от учителя более тщательной заблаговременной подготовки не только к одному отдельному уроку, но и к системе уроков по теме или разделу. Но зато какую радость испытываешь, видя внимательные глаза учеников и желание работать на уроке!

Категория: Публикации | Добавил: LARA (02.05.2013)
Просмотров: 2180 | Теги: русский язык, самостоятельная работа | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Друзья сайта
  • Сайт фан-клуба Дины Гариповой
  • Открытый класс
  • Рылова О.В.
  • Издательский дом "Первое сентября"
  • ПЕДСОВЕТ
  • Шиляева Е.Г. МКОУ СОШ №6
  • Мир искусства
  • Единая коллекция ЦОР
  • ФЦИОР
  • Учительский портал
  • МКУ МК
  • Управление образованием г.Кирово-Чепецка
  • ИРО Кировской обл
  • Сайт Опалевой Ларисы Леонидовны Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

    » Погода

    » Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 415

    » Поиск

    » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz