Понедельник, 16.06.2025, 07:39Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Опалевой Ларисы Леонидовны
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Разделы
Мои файлы [1]
Разработки уроков [5]
Внеклассные мероприятия [6]
Литература. Презентации к урокам [12]
Литература. Материал к урокам [29]
Русский язык. Дидактический материал [13]
Русский язык. Презентации к урокам [2]
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ [9]

» Новости

» Праздники
Праздники сегодня

» Форма входа

Главная » Файлы » Методическая копилка » Литература. Материал к урокам

Проблемная ситуация на уроках литературы
21.03.2012, 21:08

Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в 5 классе

 

Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 города Кирово-Чепецка Кировской области

 

Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то, вполне возможно, она не откроется ему и после школы.

Л.Айзерман

На учителе литературы лежит большая ответственность – открыть школьнику настоящую литературу, т.е. научить его понимать и ценить художественный текст, слышать голос писателя, понимать язык художественных образов. Как же этого добиться?

«Можно тысячу раз требовать: Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т.е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин.

         Изучая и анализируя различные современные педтехнологии, я пришла к выводу, что в традиционную систему обучения литературе уже в 5 классе необходимо вводить элементы проблемного обучения, в основе которого лежит «вопросительное» отношение к действительности. Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.

         Основные положения теории и практики проблемного обучения были разработаны Т.В.Кудрявцевым, А.М.Матюшкиным, М.И.Махмутовым и другими учёными. Сущность проблемного обучения М.И.Махмутов определяет как «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».

         Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний.

         Наиболее часто на уроке ситуация интеллектуального затруднения создаётся с помощью проблемного вопроса и познавательной (проблемной) задачи. Рассмотрим фрагмент первого урока (из трёх) изучения рассказа И.С.Тургенева «Муму» в 5 классе.

Тема урока: «Самое замечательное лицо» в рассказе И.С.Тургенева «Муму».

IV этап урока – чтение и анализ первых страниц рассказа.

         От того, как происходит первая встреча учащихся с произведением, зависит дальнейшая работа над ним. На первом этапе занятий складывается отношение учащихся к произведению, намечается оценка его героев, начинают формироваться эстетические переживания и представления. И хотя дома учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, желательно начать изучение рассказа с выразительного чтения текста учителем.

         При чтении первых строк рассказа голосом выделяю главные слова, над которыми пойдёт дальнейшая работа.

«Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…» «Славный он был мужик…»

         Далее организую эвристическую беседу, во время которой с помощью взаимосвязанных вопросов  направляю поиск учащихся на решение поставленной проблемы. Эффективность такой беседы целиком зависит от удачно поставленных вопросов. 

- Как вы понимаете значение слова «замечательный»?

·        хороший, лучший, исключительный

·        заметный, выделяющийся, отличающийся от других

- В каком значении употребляет это слово Тургенев? Докажите свою точку зрения.

Учащиеся находят в тексте эпитеты и сравнения, выписывают их в тетрадь:

·        «замечательное лицо», «славный мужик»

·        «настоящий богатырь», «могучий, как дерево», как «молодой, здоровый бык».

- Какое свойство характера Герасима особенно подчёркивает Тургенев?

·        умение и желание трудиться

Обобщения и выводы учащиеся записывают в тетрадь:

Герасим

1.           Настоящий богатырь, он работает за четверых.

2.           Не знает усталости, хотя работает с утра до вечера.

3.           Крестьянский труд ему по сердцу.

4.           Весело было смотреть на него, когда он работает.

- Почему нарушился привычный ход  жизни Герасима?

·        Барыня взяла его из деревни

- Какой силой обладает старушка?

·        Она помещица-крепостница, а Герасим – крепостной крестьянин, он полностью находится в её власти.

Далее создаю проблемную ситуацию, которую перевожу в проблемную задачу и организую познавательную деятельность учащихся. Успешность деятельности учителя достигается тогда, когда проблемная ситуация связана с жизнью и содержащийся в ней материал соответствует интеллектуальному уровню школьников. Поэтому строю проблемную ситуацию, опираясь на жизненный опыт учеников.

- Какая работа легче: землю пахать или двор мести?

·        «Конечно, мести двор», - отвечают ребята.

- Чем занимался Герасим в деревне?

·        Пахал землю, косил траву, молотил зерно.

- А что входило в обязанности Герасима в Москве?

·        Воды в бочке привезти, дров наколоть, двор подмести.

- Как относился Герасим к своей работе? Прочитайте описание каморки Герасима. Как она характеризует хозяина?

·        Любил во всём порядок – был ответственным; работал шутя, легко.

·        Мебель в каморке была сделана его руками – умелый. Она такая же надёжная, как Герасим, - на него во всём можно положиться.

По ходу поисковой работы учащихся записываю на доске

  в деревне                                         в городе

пахал землю                                   воды привезти

косил траву                                     дров наколоть

молотил зерно                                двор подмести

тяжёлая работа                          лёгкая работа

                               трудолюбивый

  умелый

серьёзный

                                         ответственный

надёжный

«Весело было смотреть                    «Бросался на землю лицом и целые

    на то, как он работал.»                    часы лежал на груди неподвижно…»

                                      ПОЧЕМУ?

Почему Герасиму в городе жилось труднее, чем в деревне?

Сформулирована проблемная задача. Вместе с учащимися ищем пути её решения, работаем с текстом.

·        Герасим оторван от родной земли, которая давала ему богатырские силы и величие.

·        Он тоскует по своей земле, поэтому подолгу лежит на земле на груди, как будто старается обнять эту землю, передать ей свою любовь.

·        В городе Герасим чувствует себя как пойманный зверь.

Подводя итог урока, формулирую перспективную проблемную задачу. Для этого использую приём опережающего чтения, что обостряет интерес учащихся, желание прочитать произведение до конца.

«Он шёл по нём [по шоссе] с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд…»

         - Похож ли Герасим сейчас на пойманного зверя? Почему изменился Герасим?

Конечно, не на каждом уроке следует использовать проблемную задачу. Она не должна создаваться искусственно, а должна естественным образом «вытекать» из материала.

Эффективность проблемного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся трудно переоценить. Результатом такой работы является, во-первых, желание учащихся заниматься литературой и при этом комфортно чувствовать себя на уроке, а во-вторых, видимый творческий рост учеников. Вот и в этом учебном году на заключительном уроке литературы в 11 классе в последнем слове Анны Посохиной прозвучало: «На уроках литературы я открыла для себя книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребностей, но и как источник жизненного опыта человечества. Благодаря Ларисе Леонидовне я научилась читать между строк, понимать мысли и чувства автора, ощущать свою причастность к великой литературе. Литература стала неотъемлемой частью моей души, моей жизни».

 

 

Литература

 

Лернер, И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.

Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

Селевко, Г.К. Современные образовательные техноло
Категория: Литература. Материал к урокам | Добавил: LARA | Теги: литература, 5 класс, Опалева Лариса Леонидовна, Проблемное обучение
Просмотров: 9149 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Друзья сайта
  • Сайт фан-клуба Дины Гариповой
  • Открытый класс
  • Рылова О.В.
  • Издательский дом "Первое сентября"
  • ПЕДСОВЕТ
  • Шиляева Е.Г. МКОУ СОШ №6
  • Мир искусства
  • Единая коллекция ЦОР
  • ФЦИОР
  • Учительский портал
  • МКУ МК
  • Управление образованием г.Кирово-Чепецка
  • ИРО Кировской обл
  • Сайт Опалевой Ларисы Леонидовны Каталог сайтов 'Российское образование в сети'

    » Погода

    » Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 418

    » Поиск

    » Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz